Глава 22. ИТК
Окаянное ремесло.
Так назвал царь Петр-I труд работников тюрем.
(«Кольское слово» 1 сентября 2006г.)
Хочется верить, что когда-нибудь, в светлом будущем, все будут относиться друг к другу с любовью и уважением. И тогда отпадет необходимость в ремесле, названном Петром I окаянным. А пока мы живем в современном обществе, без этой профессии и учреждений системы исполнения наказания не обойтись: только лишь на территории Мурманской области расположено 8 учреждений пенициарной системы. 25 августа одному из них - мурмашинской колонии особого режима ИТК -16 исполнилось 45 лет.
Вначале она именовалась самостоятельным участком общего режима с лимитом наполнения осужденных 250 человек. Первым начальником был назначен А.Е. Паньков, до прихода в ряды сотрудников МВД прослуживший 12 лет в ВМФ. Впоследствии он руководил коллективами ИК №№ 17 и 18. В настоящее время начальником колонии № 16 является подполковник внутренней службы Д.А. Чебыкин, который с первых дней службы в уголовно-исполнительной системе трудился именно в этом учреждении. За 12 лет работы он прошел практически все ключевые уровни профессионала-практика.
Учреждение включает в себя несколько структурных подразделений, у каждого из которых свое назначение. Так, важнейшей задачей оперативного отдела является профилактика совершения преступлений на территории колонии. Отдел безопасности обеспечивает выполнение установленных законом требований режима отбывания наказания, безопасность сотрудников и других лиц, находящихся в стенах учреждения. Свои функции у отделов охраны, специального учета, службы тыла, медицинской части и психологической лаборатории, кадровой службы, отдела по воспитательной работе с осужденными, производственного отдела. О деятельности каждого из подразделений учреждения рассказали вкратце на торжестве в честь 45-летия колонии, состоявшемся в районном Центре культуры.
На праздник прибыли почетные гости: руководители Управления федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области, областного Совета ветеранов, главного управления Министерства России МЧС по Мурманской области, управления Первомайского округа, администрации МО Кольский район и поселка Мурмаши, районного объединенного военного комиссариата, учреждений уголовно-исполнительной системы области.
Во время торжества в адрес коллектива учреждения было произнесено немало теплых слов, многим сотрудникам вручили награды Минюста РФ. Минутой молчания собравшиеся почтили память Владимира Рудака, служившего в ИК № 16, и всех сотрудников УФСИН, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Сегодня мы отмечаем праздник не учреждения, а коллектива, людей, сделавших его боевым, сплоченным, готовым к выполнению поставленных перед ним задач, - подчеркнул глава администрации МО Кольский район Владимир Полиэктов. - И немалая заслуга в том человека, удостоенного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», возглавлявшего ИК № 16 более 14 лет - Анатолия Пантелеевича Саренко. На мой взгляд, он тем самым совершил подвиг.
Председатель избирательной комиссии Мурманской области Анатолий Саренко время службы в колонии вспоминает с чувством легкой ностальгии и называет лучшими годами его жизни. В учреждениях пенициарной системы тогда происходила смена поколений: в исправительные колонии приходили специалисты с высшим образованием. А с другой «сто-роны баррикад» находились уже не враги народа, а граждане России, временно изолированные от общества.
Не раз начальника учреждения пытались запугать «подопечные» из числа особо опасных рецидивистов, но ничего не вышло: Анатолию Пантелеевичу, как и многим другим сотрудникам УФСИН, присущи неподкупность и бесстрашие. Угрозы не вселили в его сердце ненависть к гражданам, находящимся за колючей проволокой: именно Анатолий Саренко стал вдохновителем и организатором строительства православного храма для осужденных колонии. Противникам проекта отвечал: «Если церковь поможет измениться хоть нескольким, уже надо ее строить».
В учреждении трудятся и представительницы прекрасного пола, некоторые из них не один десяток лет. Так, Вера Файзулина и Мелитина Николаевна работают в службе тыла в течение 38 лет. Мелитина Николаевна (инженер группы экономики организации труда и заработной платы) приехала в Мурмаши по направлению, после окончания техникума. Работала вначале нормировщиком - в цехах, где трудятся граждане, временно изолированные от общества: делала фотографии рабочего дня, выводила нормы, расценки. Когда представилась возможность поговорить с ней, первым делом у меня вырвался вопрос: «Не страшно было общаться с осужденными?» Я никогда не думала об этом, они для меня просто рабочие, как и на любом предприятии» - откликнулась Мелитина Николаевна.
- «А покинуть стены этого мрачного заведения желания не возникало?»
«Сейчас оно очень хорошо выглядит. Раньше - да, учреждение было мрачноватым, но с каждым годом становилось все лучше и лучше. И коллектив у нас очень дружный, не припомню, чтобы когда-нибудь были разногласия».
С ее отзывом созвучно мнение еще одного ветерана пенициарной системы - бывшего начальника ИК № 16 Александра Прокопенко, прибывшего на праздник из Белгорода:
«Я безмерно счастлив, что 22 года служил именно в этой колонии – такой замечательный коллектив не встречал больше нигде».
«Для скорбного дела сего зело истребны люди твердые, добрые, веселые», - изрек когда-то император всея Руси Петр-I. Очень точное определение, не в бровь, а в глаз. Отважусь привести собственный комментарий: твердые - чтобы не сломаться, добрые - чтобы не ожесточиться, не считать преступников людьми второго сорта, веселые - чтобы не впасть в депрессию от такого ремесла.
Сотрудники мурмашинской колонии, с которыми я успела поговорить в день торжества, считают, что упомянутая выше фраза русского царя подходит в качестве характеристики действующего начальника учреждения Дмитрия Чебыкина. Педагог по образованию, окончил институт физкультуры. После двух лет работы учителем в Туломской школе он пришел на должность инструктора по боевой и специальной подготовке в ИК № 16. Второе высшее образование - юридическое получил без отрыва от производства.
Наша основная функция - исполнение наказания в виде лишения свободы, изоляция преступников от общества, - констатирует Дмитрий Анатольевич. - Однако также мы стремимся помочь осужденным исправиться, свернуть с преступной дорожки, осознать, что его позитивные качества важны для общества.
Изменение осужденных - задача общества в целом, а не только работников УФСИН. К сожалению, в нашем государстве нет системы реабилитации бывших осужденных, существующей в западных странах. И это одна из причин того, что, выйдя «за забор» и столкнувшись со многими проблемами - отсутствием жилья, сложностью устройства на работу и откровенным презрением сограждан, бывшие заключенные вновь совершают преступления и возвращаются в места лишения свободы.
И вновь сотрудники колонии особого режима № 16, стараясь помочь осужденным вернуться в социум, тратят свое время, силы, нервы и здоровье. Их труд, возможно, неблагодарный, но очень нужный. Нужный для общества, а значит, для нас с вами.
Светлана Стриженова.
Амнистии, проводимые по решениям правительств в разные годы по случаям тех или иных политических дат, давали всплески преступности. Амнистии: 1953г, 1967г, 1977, 1987г,
Мурмашинские колонии ИТК 16, ИТК-18. Сейчас и заключенные, и их родственники знают, что в колонии особого режима (ИТК-16) положены: одно свидание и одна посылка (вес — 5 килограммов) в год; одно письмо в месяц: что осужденный может купить продукты на 17,5 рубля, а 50 процентов заработанных денег останутся на его счету.
В соседней колонии строгого режима (ИТК-18) другие порядки. Там заключенный имеет право на три свидания в год (причем одно продолжительное — до 3 дней).
В колониях появились телевизоры, священники, комиссии общественности. А ведь до 1972 года в лагерях было запрещено даже чай пить.
Перестроечные процессы коснулись и исправительных учреждений. В этих учреждениях стремятся использовать международный опыт перевоспитания преступников. В 1989 году наше государство присоединилось к "минимальным стандартным правилам обращения с заключенными", принятым ООН еще в 1955 году. Наши руководители исправительно-трудовых колоний побывали в соседних странах, увидели, как решаются эти проблемы там. Конечно, нам далеко до передовых капиталистических стран (Так, в ФРГ на 195 зэков есть один психиатр, а в соседней Финляндии заключенные живут по 2 человека в комнате), но использовать опыт следует.
На этой ноте, пожалуй, и закончим повествование о тюрьмах, лагерях и колониях; о заключенных и осужденных на Кольском полуострове.
P.S. На рубеже 30-50-х годов на Кольском полуострове была густая сеть исправительно-трудовых учреждений.
Газета "Котлован", одно время издававшаяся в Апатитах, в 1991 году опубликовала карту лагерей Кольского полуострова, где указано 27 точек ГУЛАГа. Однако с этими данными следует еще разобраться: там обозначены лагеря как довоенные, так и послевоенные.
А, ведь лагеря то открывались, то переводились в другое место, то ликвидировались.
Весьма ценные, материалы предоставили сотрудники информационного центра УВД Мурманской области майор В.Б. Грачев, сотрудники А.В. Галат и Л.П. Шмидт.
Так вот, лагерные отделения были в Кандалакше (Т1 и 10), в Шонгуе (Т2 "Дорстроя"), в Мурманске (Т8. тут сидели по обвинению в государственной измене и терроре), в Оленьей (Т9), в Червяной губе (Т13), в Мончегорске (Т14), в Африканде и Княжой (Т15), в Мурмашах (Т18).
Светлана Стриженова свою статью об ИТК-16 сопроводила фотографией руководящего состава колонии.