Главное меню
Главная Книги Мурмаши - воин и труженик Гл.18 Фирма "Весна"
Купить термопанели для фасада. Фасадные термопанели купить arhidek.ru. . Топ 7 авторских туров на шри ланку в 2024.

Отдельный инженерно-аэродромный батальон.

(Краснознаменная Ленинградская 6-я армия ВВС и ПВО).

п. Мурмаши.

Первого мая 2006 года 78 отдельный инженерно-аэродромный батальон, именуемый как фирма «Весна», отметил свою 65 летнюю годовщину со дня образования части. Дислоцируется фирма «Весна» в Мурмашах с октября 1956 года.

Небольшой экскурс в прошлое. В годы Великой Отечественной войны в Мурмашах кроме авиационных полков, пограничников и зенитчиков, располагались авиатехнические части. В этой связи приведу выдержку из книги И Г Иноземцева «В небе Заполярья и Карелии», изд. 1987г. «Большая работа в 1941 г. проводилась по реорганизации авиационного тыла. Вместо тыловых частей, входивших в составе авиационных соединений и менявших свою дислокацию при перебазировании авиационных дивизий и полков, создавались районы авиационного базирования (РАБ). В состав РАБ входили авиационные базы из расчета одна на авиадивизию и батальоны аэродромного обслуживания (БАО) из расчета один на авиаполк. Эта работа не была закончена к началу Великой Отечественной войны и завершилась уже в ходе боев. В июне 1941 г. сформировался 2-й РАБ с подчинением ВВС 14-й армии. В предвоенное лето на территории Кольского полуострова развернулось строительство и реконструкция аэродромов, так как существовавшая аэродромная сеть не обеспечивала базирование и маневрирование авиационных частей и соединений в боевых условиях. Работы велись не только на строящихся аэродромах, но и на реконструируемых. Это привело к скученности авиации, затруднило проведение летно-боевой подготовки авиачастей. К началу войны на территории Мурманской области было несколько аэродромов, из них на некоторых строительство не было закончено. Уже в ходе военных действий завершилось начатое строительство аэродромов, а также вводились в строй новые».

На аэродроме Мурмаши к началу войны реконструкция не была завершена. А аэродром Шонгуй еще завершался строительством. На обоих аэродромах располагались полки 1-й смешанной авиадивизии (САД). Авиадивизия входила в состав 14-й армии, защищавшей Мурманскую область и часть Карелии.

Подтверждения в документах отыскать не удалось. Но из воспоминаний участников войны и ветеранов выясняется, что 147 авиационный полк обслуживал 7-й БАО. И местом базирования БАО была, по всей видимости, территория, на которой располагается фирма «Весна». Другой авиатехнической частью была часть, располагавшаяся на территории бывших 106-х авиамастерских. Когда были сформированы обе авиатехнические части, выяснить не удалось. Этот вопрос ждет своего исследователя. Также, как не выяснено, когда начал базироваться 147 авиаполк в Мурмашах.

78 отдельный инженерно-аэродромный батальон (фирма «Весна») берет свое начало с

1941 года, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1941 года и распоряжением заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии от 9 мая 1941 года в городе Буй Ярославской области был сформирован 78-й инженерно-аэродромный батальон. Основой формирования рядовым и сержантским составом происходило за счет

1 -го Московского инженерно-аэродромного батальона и 28-го отдельного инженерного полка, а также новобранцев и призванных из запаса, приписанных к военкоматам Ярославской области. Формирование батальона было закончено, в основном, к 15-му мая 1941 года и батальон вошел в состав Управления ВВС Московского военного округа. Этим же Постановлением 1 -е мая был назначен Днем части. Батальон прошел славный боевой путь от Подмосковья до Заполярных Мурмашей.

Все долгие военные годы, при любых погодных условиях, днем и ночью личный состав батальона своим ратным трудом вносил свою лепту в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. С аэродромов построенных и восстановленных батальоном взлетали боевые самолеты, громящие врага в воздухе, на земле и на воде.

24 июня 1941 года батальон переформирован по штату военного времени. С июля по октябрь 1941 года батальон построил оперативный аэродром Клементьево, Можайского района Московской области, а также приспособил и расширил оперативные аэродромы «Ватулино», «Перново» и «Анино» в Московской области.

С января по июль 1942 года батальоном восстановлены разрушенные при отступлении аэродромы с бетонными ВПП в Клину, Кубинке и Калинине, а также восстановлены и приспособлены под жилье разрушенные сооружения типа землянок и каменные жилые здания (общежития), столовые, бани, прачечные.

В прифронтовой полосе (между Волоколамском и Ржевом) у деревни Шабунино построен деревянный мост стратегического значения длиной 46 метров через реку Лама.

К концу 1942 года был построен оперативный аэродром «Твершино» Бежецкого района Калининской области. Расширены и приспособлены для боевых действий авиации аэродромы «Борки» Кимрского района Калининской области и «Дядьково» Дмитровского района Московской области. В зимний период 1943 года личный состав батальона обеспечивал боевые действия на аэродромах «Борки», «Гари», «Дядьково», «Люберцы», «Набережное» и «Подлинки».

Летом 1943 года был построен постоянный аэродром «Просандеевка» Каверинского района Рязанской области с грунтово-щебеночной ВПП, жилым городком и подъездными путями. 1 сентября 1943 года батальон стал отдельным и перешел на новый штат.

В 1944 году часть дислоцируется в п.Соревнование Московской области, а личный состав батальона занимался строительством социально-бытовых помещений на аэродромах «Кубинка», «Волынцево», «Востряково», «Балашиха» и «Хорошево». Расширены ВПП аэродромов «Волынцево», «Дядьково» и других.

В год окончания Великой Отечественной войны часть дислоцируется в п. Медвежье Озеро Московской области, где личным составом батальона построены столовая, два 2-х этажных и одно 1 -но этажное здание, бензохранилище с подъездными путями, водомаслогрейка стационарного типа, пять пожарных водоемов, баня и артезианская скважина. На объектах «Монино» и «Дягилево» построены специальные служебные и хозяйственные сооружения. На объекте «Выползово» произведен капитальный ремонт летного поля. Работы были выполнены на «отлично», Офицеры, сержанты и солдаты нашей части своим самоотверженным трудом восстанавливали все то, что разрушила война, строили новое. Вокруг полевых аэродромов вырастали новые гарнизоны и поселки.

Ратный труд воинов нашего батальона был высоко оценен Родиной. Всего за годы Великой Отечественной войны личный состав был награжден: 22 человека орденом «Ленина» и «Красного Знамени»;- медалями «За оборону Москвы» - 330 человек; «За Победу над Германией» - 335 человек; «За боевые заслуги» - 43 человека; «За отвагу» - 20 человек.

Всего за годы войны военнослужащими батальона в тяжелейших условиях было построено и восстановлено около 40 аэродромов и их инфраструктур. 753 человека были награждены орденами и медалями.

После окончания войны в 1946 году часть была передислоцирована в г. Калинин и стала выполнять в мирных условиях те же задачи по ремонту, строительству и обустройству аэродромов. Быстрое и бурное развитие авиации изменило и требования к новым аэродромам, их оснащению, размещению и конструкции. В часть стали поступать новые по тем временам образцы автомобильной и инженерной техники: ГАЗ-51, ГАЗ-53, тракторы ЧТЗ-С 80, скреперы Д-222, что позволило с лучшим качеством выполнять инженерные и аэродромно-строительные работы.

В октябре 1952 года наша часть передислоцировалась в п. Талаги Архангельской области, а уже в марте 1953 года в г. Кировск Мурманской области.

В октябре 1956 года батальон перебазировался в п. Мурмаши Мурманской области, где вот уже 51год выполняет задачи по инженерно-аэродромному обеспечению авиационных частей северо-запада России.

За послевоенный период батальоном выполнены грандиозные по объему и масштабам задачи. За эти годы личный состав выполнял задачи на объектах «Лоухи», «Подужемье». «Зашеек», «Кица», «Тайбола», «Тунг-Озеро», «Апатиты», «Афри-канда», а также «Нарьян-Мар» с удалением от зимних квартир на

Слева: командир батальона подполковник Пехоцкий Юрий Леонидович на рабочем месте.
Справа: бывший командир батальона до 2005 года Салихов Равиль Мияссярович.

3500 км с перебазированием железнодорожным и водным транспортом. Часть постоянно технически переоснащалась. С 1967 года стали поступать самоходные скрепера Д-357, краны на пневмоколесном ходу К-255, автогрейдеры Д-557, гусеничные погрузчики Д-574, бульдозеры Д-530.

В 1976 году батальон занял 2-е место среди тыловых частей объединения, а в 1982 году - 1 -е место и был награжден переходящим Красным Знаменем Военного Совета объединения. В эти годы личный состав выполняет задачи на объектах «Килп-Явр», «Васьково». «Талаги», «Нарьян-Мар».

 

На снимках: слева начальник штаба батальона майор Малахов Андрей Вячеславович,
в центре зам. по тылу майор Скопинцев Андрей Николаевич, справа зам. по технике
майор Игнатенко Андрей Викторович.

На снимке слева зам. по воспитательной работе майор Башкатов Юрий Иванович,
справа начальник автослужбы ст. лейтенант Тарасов Геннадий Николаевич.

 

В 1987 году часть приступила к строительным работам на аэродроме «Амдерма». Личный состав и техника перемещались на объект воздушным и водным транспортом. За строительный сезон 1988 года было уложено 2000 плит ПАГ-18. Батальон очередной раз награжден переходящим Красным Знаменем Военного Совета объединения.

 

С 1991 по 1994 год батальон обеспечивает боевую готовность военных аэродромов 10-й (Архангельской) ОА ПВО, а с 1994 года 6 (Ленинградской) ОА ПВО на объектах «Килп-Явр», «Африканда», «Мончегорск». «Талаги», «Васьково», «Обозерское». За 1995 год наш батальон был признан лучшей частью тыла объединения и был награжден переходящим кубком. Совершенствуется материальная база части. 1 Мая 1997 года в торжественной обстановке состоялось открытие клуба и учебного корпуса, улучшаются бытовые условия военнослужащих.

Перелистывая страницы истории части, сегодня нельзя не вспомнить командиров, под чьим руководством личным составом батальона выполнялись стоящие задачи.

Это капитаны Соловьев Александр Ефимович (1941 год), Амельченко Иван Федорович (1941 год), Михайлов Иван Иванович (1941 - 1944 годы);

подполковники Рыжковский Иван Никитович - 1944 - 1951 годы и Иванов Аркадий Алексеевич (1951 - 1959 годы);

майор Викулов Сергей Федорович (1959 - 1961 годы);

подполковники Момот Михаил Ефимович (1961 -1962 годы), Сердаков Степан Тимофеевич (1962 - 1969 годы), Дмитренко Иван Григорьевич (1969 - 1977 годы), Филиппович Борис Прокопьевич (1977 - 1986 годы), Пасечник Евгений Николаевич (1986 - 1991 годы);

полковник Струк Владимир Владимирович (1991 - 1999 годы),

подполковник Салихов Равиль Мияссярович (1999 -2005 годы).

Многих сослуживцев, особенно фронтовиков и старшего поколения уже нет в живых, но в памяти они останутся навсегда, ведь именно их ратным трудом версталась история части.

С момента окончания войны личным составом батальона построено и переоборудовано более 20 аэродромов.

Нельзя не вспомнить ветеранов, которые многие годы служили и трудились в части: Салихова Равиля Мияссяровича, Баева Бориса Юрьевича, Трушина Владимира Николаевича, Несмелова Василия Евгеньевича, Царева Бориса Дмитриевича, Джурхадзе Евгения Валерьяновича, Безбах Григория Ивановича, Швед Владимира Антоновича, Волошина Владимира Ивановича, Калашникова Алексея Владимировича, Редька Михаила Николаевича, Хайко Федора Николаевича, Толстого Михаила Сергеевича, Мощенко Александра Леонидовича, Верас Александра Ивановича, Войтко Марьяна Владимировича, Куликова Алексея Николаевича, Буракова Николая Николаевича, Крутенчука Александра Степановича, Сульчакова Владимира Михайловича, Панасову Марию Николаевну, Завьялову Анну Гуриновну, Шандурову Тамару Андреевну, Верас Антонину Акимовну, Мощенко Татьяну Михайловну, Капустину Тамару Михайловну, Рекеть Евгению Петровну и многих других.

Сегодня на смену старшим поколениям военнослужащих и гражданского персонала пришли продолжатели ратных и трудовых традиций части: майоры Малахов А.В., Скопинцев А.Н., Игнатенко А.В., Сажнев В.В., капитаны Боев А.А., Мефёд Ю.Г., Зуев В.А., старшие лейтенанты Савченко И.В., Власов С.Г, младший лейтенант Тарасов Г.Н., старшие прапорщики Малец В.Н., Плетнёв А.Б., Парасюк B.C., прапорщик Паршинов М.А., с честью справляются они со стоящими задачами.

Прохождение торжественным маршем.


Торжественное построение посвященное дню части.

В солдатской столовой.                                      Дежурный по части.

Торжественное собрание в клубе части.

Фото на память. Группа офицеров и гостей на торжествах посвященных 65 годовщине части

На снимке слева почетные гости-шефы                На почетном постаменте

воинской части.                                 ДТ-75 - ветеран среди техники

перекур - пятиминутка.
Демонстрация Дагестанского
национального танца.

Обновлено (26.12.2010 19:52)

 
Сохранить ссылку на 100zakladok.ru
Рейтинг@Mail.ru