Главное меню
Главная Книги Мурмаши - воин и труженик Гл.19 Общеобразовательные заведения
Друзья нашего сайта : Сайт города Орша

Школы.

Школа в Мурмашах всегда занимала значительное место в воспитательном процессе.

И не случайно многие выпускники Мурмашинских школ вспоминают с благодарностью школу и учителей, их обучивших и выпустивших в жизнь.

Из воспоминаний Яковлева В М. К 1953 году в Мурмашах было несколько школ. На стройке была начальная школа. В ней учились дети строителей и железнодорожников с Причального и Пятой колонны. Детей с Причального и Пятой возили на служебном автобусе через водосброс и электростанцию. Учились дети в две смены. Потом детей с Причального и Пятой переправляли через реку Тулому на катере, который назывался «Надым». Зимой школьники ходили через замерзшую реку пешком. Потом всем жителям разрешили перемещаться по ж.д. мостам, пока не было организовано автобусное сообщение через ГЭС и водосброс.

Начальная школа на стройке находилась в начале улицы Красногвардейской. Это был оборудованный барак. Классы в школе были многочисленными, до 30 человек в классе.

После постройки в 1955 году средней школы по улице Советской, начальная школа на стройке прекратила свое существование. В ней разместилось училище фабрично-заводского обучения (ФЗО). В нем готовили плотников, штукатуров, маляров.

Другая начальная школа была на Нагорной улице (ныне улица Позднякова). Это было добротное одноэтажное здание. Школа прекратила свое существование после постройки десятилетки в 1955 году. Для детей Причального и Пятой организовали начальную школу в поселке Пятая. Она просуществовала только один год.

Изначально в Мурмашах была построена двухэтажная школа, здание из кирпича. Это здание рядом с клубом «Энергетик» Школа была десятилеткой. С постройкой новой школы, она стала семилетней школой. Несколько выше этой школы по улице Советской на месте скверика «Торгового центра» была еще одна школа. Здание выполнено из бруса по типовому проекту жилого 4-х квартирного дома. Там были классы 1-4-й. Позже в этой школе проводили уроки труда для обеих школ, семилетки и десятилетки. Классы были оборудованы столярными верстаками. В одном из классов проводились уроки по машиноведению. Там были токарные станки. Кроме того, был свой автомобиль ЗИС-5. Начиная с 9-го класса, всех обучали водить машину. Преподавал там учитель, очень грамотный, любивший свое дело Виталий Федорович. К сожалению, фамилию не помню.

Директором десятилетки была Серникова Екатерина Александровна. Это была принципиальная и справедливая директриса. Ее боялись и уважали. Екатерина Александровна умело возглавляла учительский коллектив долгие годы. Школа была радиофицирована. У школы была своя теплица. Строили ее мы сами – ученики.

В школе был прекрасный учительский коллектив. Это были весьма интеллигентные люди, в основном женский коллектив. Многие учителя прибыли из Ленинграда, в силу судеб оказавшихся в этих краях. Я с благодарностью вспоминаю преподавательницу немецкого языка Нину Сергеевну Казанцеву, учителя физкультуры Василия Яковлевича Шарапанова, бывшего офицера, фронтовика.

В школе работали по вечерам спортивные секции: по волейболу, баскетболу, гимнастике, стрельбе и, конечно же, лыжам. Многие из лыжников участвовали в соревнованиях на празднике Севера и становились призерами среди школьников, в том числе я. Неуспевающих в секции не допускали, пока не исправятся. И все старались учиться. Многие из выпускников школы стали учеными, инженерами, учителями. Я стал конструктором, сестра учительница, старший брат военным хирургом. Я бы мог долго перечислять тех, кто и кем стал из моих одноклассников по школе, по детству. Но это невозможно в коротких воспоминаниях. А те, кто прочтет мои воспоминания, вспомнит свое детство, юность, проведенные в наших Мурмашах.

 

Мурмашинская средняя общеобразовательная школа №1.

Улица Советская 18. Директор школы Гашкова Ирина Юрьевна.

Построена школа в 1955 году. С началом учебного процесса, она стала именоваться среднеобразовательной школой № 1. Первым директором школы была Серникова Екатерина Александровна, завучем Крастынь Эльза Яковлевна. Обе перешли из бывшей школы №1.

Из воспоминаний преподавателя МСОШ №1 Немковой Любови Григорьевны, учителя начальных классов. Проработала Любовь Григорьевна с 1960 по 2006 год- 46 лет!

«Дружно встретил меня коллектив, помогали, учили. Работали в школе: Новикова Л.П., Воронина В.Г., Петрова Н.М., Глазачева Е.А., Мжельская Н.М., Павлова Р.Д., Шаропанов В.Я., Ядрова М.М., Голикова В.И., Вахрина Г.А., Романова Н.А., Зензинов Г.Н., Жигалова В.Г., Конечная В.А., Гребенюк Н.К., Семенова Т.И., Костыгин А.А., Костыгина Е.Т., выпускницы школы Белова А.А., Горизонтова Н.Л., Михайлова В.М., Алакшина Л.Г. и др.

Коллектив учителей был молодой, дружный, сплоченный, работоспособный. Почти все учителя были с высшим образованием. Нас, тогда совсем молодых, учили работать так, чтобы достигать хороших результатов, учили педагогическому мастерству.

Школа славилась тем, что крепкие знания, хорошая подготовка по предметам, давали возможность ученикам поступать в высшие учебные заведения Москвы и Ленинграда.

Из стен нашей школы вышло много будущих хороших преподавателей, врачей, инженеров и людей других профессий. Они работают в разных областях нашей большой страны, сохраняя чувство благодарности учителям, которые их учили и дали крепкие знания.

Много за эти годы вышло медалистов из стен школы. Это показатель огромного труда учителей.

Школа славилась своими спортсменами. Много кубков ребята завоевали под руководством Шаропанова В.Я. и Сотникова В.Ф. Это были энтузиасты своего дела.

Хорошо было поставлено дежурство в школе. Старшеклассники следили за чистотой всей школы. (Вначале пристройки не было). На 2-м этаже пол был паркетный. Помню, как дежурный учитель вместе с учениками натирали паркет, чтобы блестел. Дежурство сдавали директору школы.

Отдыхали мы тоже коллективом. Хор учителей выступал не только в клубе «Энергетик», а и на районном смотре. Шли годы…

Менялись директора и преподаватели, но традиции школы сохранялись.

Вернулись в родную школу: Родина Т.И., Овчинникова С.З., Осенникова О.Н., Шкулетова Е, но уже в качестве преподавателей. (Это мои ученицы).

Продолжительное время работала директором школы Коптяева Ю.А, а бессменным завучем Паршина Н.И. Они сохранили традиции школы, а это хорошие и отличные уроки учителей, крепкие знания учеников и интересные внеклассные мероприятия. Хорошо работали методические объединения.

Вернулась в школу бывшая ученица нашей школы Сабирова Н.М., но уже в качестве преподавателя истории и директора школы.

Прививая интерес к знаниям, учителя добивались хорошего качества знаний.

30 лет проработала Олейник А.П. Более 30 лет работает в школе Вишнякова Я.Н. Это она одной из первых начала осваивать математику Петерсон, трудную и интересную.

По системе Занкова прекрасные уроки дает Гурьева В.И. Работая руководителями МО, они помогают тем, кто только начал осваивать основы педагогического мастерства.

Много труда было вложено в оформление интерьеров школы. Проведен ремонт в классах. В работе участвовал весь педагогический коллектив, родители и ученики.

Школа ушла от традиционных программ. Введен иностранный язык, информатика, экономика. Но традиции школы сохраняются.

Школа живет новыми планами, программами, добиваясь хорошего качества знаний уже под руководством директора Непеиной И.В., Аникеевой М.М., завуча Смирновой В.Л., Фадеевой Н.М., Ткаченко И.В.

Я люблю свою школу, Это мой второй дом.»

На снимке группа учителей Мурмашинской средней школы №1. Первый ряд слева направо:

Алакшина Лиля Георгиевна, Вишнякова Людмила Николаевна, Немкова Любовь Григорьевна, Олейник Александра Петровна, Криштафович Фаина Александровна, Второй ряд: Вахрина Галина Александровна, Родина Тамара Ивановна, Жиганова Валентина Григорьевна, Судакова Людмила Александровна.

Мурмашинская среднеобразовательная школа №1

Выпуск 2002 год.

Школа № 1 1962 год. Группа учителей. 1-й ряд: Гребельник Раиса Григорьевна, (?), Костыгина Евгения Тимофеевна, Новикова Лидия Павловна, Серникова Екатерина Александровна, Вишневская Марина, Вахрина Галина Александровна, Касивинова Тамара Яковлевна, Кацнельсон Ирина Михайловна. 2-й ряд (?), Гребенюк Наталия Михайловна, Воронина Валентина Григорьевна, Литвиненко Людмила, Кривулина Валентина Гавриловна, Немкова Любовь Григорьевна, Романова Нина Александровна, Глазычева Евдокия Андреевна, Мжельская Нина Михайловна, Шитик Алла, Тропенкова Надежда Алексеевна. 3-й ряд Зинзинов Геннадий Николаевич, Костыгин Александр Алексеевич, Иванюк, Павлова Роза Давыдовна. Шарапанов Василий Яковлевич, Конечная Валентина Александровна, Жигалова Валентина Григорьевна.

Школа № 1 Класс руководителя Фадеевой Нелли Михайловны. 2001 год

Школа № 1 2007 год. Начало учебного года. Учительница начальных классов

Шапоренко Ольга Владимировна с ученицей.

Сбор на демонстрацию.

 

Мурмашинская общеобразовательная школа №2

Улица Советская № 2

Школа существовала с 1937 по 1998гг

Эта школа была первым общеобразовательным заведением в Мурмашах и имела порядковый № 1. Двухэтажное кирпичное здание построено в короткий срок. Школа приняла учеников в 1937 году. Тогда поселок энергетиков еще не имел официального статуса. Здание школы гармонично вписывалось в ансамбль зданий площади Кирова. Когда грянула война, детей из Мурмашей эвакуировали. В здании школы был организован армейский госпиталь. Возобновились занятия в школе в 1944 году. Когда в 1955 году построили новую школу, директор Серникова Екатерина Александровна и еще несколько учителей перешли в ту школу. Заодно и школа стала именоваться № 1. А первая Мурмашинская превратилась в школу восьмилетку за № 2.

Первый директор Мурмашинской школы № 2

Егорова Елизавета Павловна.

преподаватель школы № 2 Рамлава Тамара Николаевна.

 

Воспоминания Рамлавы (Зубовой) Тамары Николаевны. «В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1944гг) мы с мамой жили в эвакуации в Татарии. С 1944 года семья проживала в поселке Мурмаши, где я начала учебу в школе. Среднюю школу закончила в 1955 году. Работала учетчиком, секретарем, счетоводом. В 1961 году поступила в Мурманский ГПИ на историко-филологический факультет. В 1963 году начала преподавательскую работу учителем русского языка и литературы. Первые мои ученики: Наташа Иванова, Олег Подзоров, Володя Шевчук, Саша Решетов, Борис Моряков, Светлана Каменская, Таня Дроздова, Таня Авдонина, Светлана Федорец и другие их одноклассники. В 1969 году я окончила институт заочно. В1986 году уволилась с работы. С 1987 года пенсионерка. С 1994 по 1997гг работала в средней школе № 3.

Отец, служивший в Мурмашах, прислал нам вызов, т. к. на Кольской земле военных действий уже не было. Мы вернулись домой, работу маме дали в Мурмашах. И вот в один из ярких солнечных дней старшая сестра Зоя привезла нас на лошади на новое место жительства. Пока ехали от Колы, шел дождь. Потом засветило солнце. Около плакучей скалы был шлагбаум. Пограничники проверили документы, и мы направились к поселку.

Въехали на площадь. При ярком солнечном свете поселок показался сказочным. Три ярко желтых здания, обрамляющие площадь представились дворцами. Это были здание магазина, управление «Колэнерго», клуб с украшающей его аркой и колоннами и памятник Кирову. Этот ансамбль был явно хорошо продуман архитекторами. От всего исходил добрый свет. В то время не было около зданий деревьев. А дальше, по дороге вверх стояли красивые одинаковые двухэтажные домики с красными черепичными крышами, аккуратненькие, чистенькие. Такие же домики были по улице Кирова, по Московской. Рядом с этой красотой были разбросаны и невзрачные серые бараки.

1-го сентября 1944 года мама начала работать в начальной школе, в которой директором был Тухканен Александр Иванович, в недавнем прошлом переводчик в одном из партизанских отрядов. У него была дочка, моя ровесница, и мы вместе пошли в первый класс. Александр Иванович по образованию учитель начальных классов. Жил он вначале при школе, а потом тоже поселился в нашем доме на первом этаже.

Осенью 1944 года школой был занят только 1-й этаж. Учились дети только 1-4 классов. Пятиклассники ездили заниматься в Колу. Кроме мамы, в школе работали еще 2 учительницы. Я их не помню. Училась я у мамы с 1-го по 4-й класс.

С 1945-го года школа стала семилетней. Директором школы стала Егорова (Серникова) Екатерина Александровна, завучем стала Эльза Яковлевна Крастынь. Прибыли новые учителя - предметники: Нина Сергеевна Казанцева (преподаватель немецкого языка); Наталья Семеновна Зоткина (Андрющенко) –преподаватель математики; Зинаида Ильинична Зубкова (Соколова) - биолог; Клавдия Александровна Конторина - преподаватель русского языка и литературы и др. учителя.

Классы расположились на обоих этажах. В школе было печное отопление. В коридорах, у печных дверок лежали дрова. Растапливала печи уборщица. В классах было тепло и уютно. В те годы было трудно с тетрадями. Писали мы на брошюрках между строчек, Чернила разводили сами учителя. Они должны были быть обязательно черными. Писали мы деревянными ручками. Для чернил использовались специальные чернильницы.

Одевались мы тогда бедно, в разную одежду, кто во что мог. Но отношения между учениками были добрыми. Я не помню драк и ругани. В учебе помогали более сильные слабым. Учителя проводили бесплатные дополнительные занятия со слабыми учениками, часто посещали их на дому. Очень внимательны к таким детям были и члены родительского комитета и оказывали посильную и заметную помощь. Не случайно поэтому на фотографиях учительского коллектива можно было видеть председателей родительского комитета.

В классах в те годы учились дети с разницей в возрасте до 3-4 лет. Этому есть простое объяснение - война помешала учебе.

Несмотря на недоедание, нужду, бедность, в школе весело и интересно отмечались праздники. В Новый год хоровод вокруг елки всегда возглавляла Е.А. Серникова. Всегда строгая и серьезная, в праздники она любила быть с детьми и даже могла превратиться в зайчика. К 7-у Ноября и к 1-му Мая всегда готовилась художественная самодеятельность. А после демонстрации все дети с учителями шли в любимый клуб: одни показывали свои таланты, другие были активными зрителями. Про себя я помню, что уже с 4-го класса пела в хоре. Тогда хоровой коллектив набирался просто; классный руководитель объявлял, что нужен хор для праздничных концертов, и мы обязаны поддержать его своими голосами.

В 1951 году началось бурное строительство. Увеличилось население, И школа наша в 1951 году стала средней, В ней ученики стали учиться с 1 по 10-й классы. Первый выпуск средней школы в 1952году был небольшой. Среди выпускников Валентина Жохова, будущий учитель географии. Фадеев Георгий, будущий летчик. Этот класс закончили Людмила Малхасьян, Юлия Фролова, Валентина Леонова, работавшая после школы пионервожатой в нашей школе.

Студентки – подруги Ленинградского педагогического института им. Герцена А И. 1940-41гг. На снимке справа Крастынь Эльза Яковлевна завуч и преподаватель истории в школе № 2 с 1945 по 1970 гг. На обороте фото подруги Нины надпись: наступает Новый Год 1942! Что-то нас ждет? Пусть тебе эта карточка напомнит все то, что мы пережили в Ленинграде, напомнит госпиталь, голод, холод, бомбежки. Сейчас мы здесь, но что ждет нас впереди? Надеюсь на лучшее, скоро выберемся из этого ада и тогда заживем по-новому, весело, хорошо, спокойно. Не забывай это время и меня тоже. Ленинград 31.12.1941 год. Твоя Нина.

Учителя этого периода оставили глубокий след в памяти многих учеников. Наверное, самой любимой была Эльза Яковлевна Крастынь, учитель истории, которая так интересно преподавала, что все ее слушали с большим вниманием. Кроме того, она была умной, начитанной, красивей всех, и с большим вкусом одевалась. Вся одежда на ней, высокой, стройной, всегда хорошо сидела. Я знала, что на каникулы она ездила в свой любимый город Ленинград и оттуда привозила новые наряды. Любовались ею не только девочки, но и юноши.

Своей серьезностью, строгостью, глубокими знаниями привлекала к себе учительница химии Абашкина Лариса Александровна. Дмитрий Федорович Левин, физик, был самым молодым мужчиной в педколлективе, а с учениками - на дружеской ноге. Слабых в физике девочек он не любил спрашивать, но у них в конце четверти из ничего появлялись тройки.

Всегда неожиданно, интересно, по-разному и с порога любила начинать уроки литературы Анна Семеновна Палитко. Ее безукоризненный литературный язык, хорошая дикция, великолепное выразительное чтение, привлекали внимание слушателей. Благодаря только ей многие ученики моего выпуска полюбили поэзию Маяковского.

Очень любила свой предмет и эту любовь привила ученикам биолог Зинаида Ильинична Соколова. Василий Захаров, Владимир Воропанов, Олег Петров, Анатолий Леонов поступили в сельскохозяйственную академию и трудились на колхозных землях.

Любимыми были и Эвелина Степановна Глинская- учитель географии, Кощеева Зинаида Борисовна, учитель математики, Каштанова Клавдия Александровна и другие.

В школе тех лет была строгая дисциплина. Директора Екатерину Александровну все боялись, Нынешние дети даже и не мыслят о том, как можно было унижать достоинство старшеклассников. Было строго определено, какого цвета банты завязывать в косы в будни и праздники (можно черные, коричневые, синие -нельзя). Девушкам нельзя было надевать в школу чулки -капрон, туфли даже на невысоком каблуке. Если кто ослушался, отправлялись домой на переодевание. Если у девушек будут замечены кудри, Екатерина Александровна собственноручно вела их в туалет и мыла голову для выравнивания волос. Юноши у нас не курили. О девушках и речи не велось (у них такое и в мыслях не бывало). В пятидесятые годы появилась школьная форма. Ученики теперь были похоже одеты. Но я бы не сказала, что дети были забиты, и из них не вырастали личности.

Много интересных людей воспитала наша школа, и эти люди работали во многих областях знаний, на производстве, в разных коллективах.

Я помню, в школьном хоре пела у нас Лида Кондратьева. После школы она продолжала петь во взрослом хоре, стала солисткой. У нее был очень красивый голос. Заметив ее талант, С.П. Заборщиков порекомендовал ей учиться пению профессионально. Через некоторое время ее можно было услышать в Петрозаводской музкомедии, где она выступала в главных ролях. Лидия Кондратьева служила и в Ленинградской эстраде, ездила с концертами по городам СССР.

Многие ученики нашей школы впоследствии поступали в энергетические учебные заведения, а потом работали в Кольской энергосистеме. С появлением аэропорта в Мурмашах приобрели интерес авиационные специальности. К 1991 году наш поселок сформировался как поселок авиаторов и энергетиков.

В 2007 году отметила 50-летие своей работы в детсаду выпускница нашей школы 1954 года Брацлавская (Юкляевская) Светлана Николаевна. Ее детсад «Рябинушка» один из лучших садиков в Кольском районе, с очень дружным и талантливым коллективом, где детям тепло, хорошо и уютно. Немалая заслуга в этом ее руководителя, хорошего педагога и моей подруги.

В 1955 году закончился этап средней школы в моей жизни. Мой выпуск был последним. Уже строилась в конце улицы Советской новая школа, в которую ушла наша директриса Серникова Е.А. и «увела» с собой номер школы № 1 и наших выпускников - медалистов. А к 1956 году у нас было их уже 7 человек. Закончили школу с медалью: в 1953 году Вишневская Людмила; в 1954 году Ладыгин Герберт, Малхисьян Ирина, Алексютин Эдуард; в 1955 году Ливанова Ирина, Рябошапко Лилия, Штерн Наталья. Ими много лет гордилась школа № 1. (Я собственными глазами видела стенд у них под названием «Ими гордится школа»)

В конце 1955 года открылась новая школа, а у нашей теперь уже № 2, начался новый этап. Она превратилась в восьмилетнюю. Директором был назначен Герасимов Петр Александрович, учитель русского языка и литературы, местный поэт. В эту школу я пришла работать в 1963 году учителем русского языка и литературы.

Любимыми местами для прогулок молодежи были Московская улица, парк при ней и парк при санатории «Мурмаши» (ныне «Лапландия»). Дети любили зимой кататься на санках с горок от санатория и до Нижнетуломской ГЭС, по улице Кирова от гостиницы и по Советской улице, от дома Быта и до площади Кирова. Тогда движение по улицам было очень редким.

Летом около гостиницы играли в волейбол (там была площадка). В конце улицы Московской была теннисная площадка. В поселке было три футбольных поля. В конце сороковых годов в поселке были хорошие качели, а около санатория гигантские шаги».

Выпускница средней школы №2 Рамлава (Зубова) Тамара Николаевна
Выпуск 1955года. Учительница школы № 2 русского языка и литературы с1963 по 1986гг, ветеран труда.

Слева Директор школы и преподаватель географии Серникова Екатерина Александровна,
справа завуч и преподаватель истории Крастынь Эльза Яковлевна. 1948 год


Июнь 1960 год. Хор учителей художественной самодеятельности клуба «Энергетик».

Спевка совместно с военнослужащими 106-х мастерских.

Холодняк Лариса Александровна преподаватель истории, второй ряд слева и Рамлава

Тамара Николаевна, третья слева с учениками 6-го класса. 1969 год.


На левом снимке слева дочь Рамлава Т.Н. и мать Зубова И.А., преподаватели Мурмашинской неполной средней школы № 2 1985 год. Третья слева сестра Позднякова А.П. Лариса.

На снимке справа группа учителей школы № 2. Первый ряд слева: Подлубная А.М. (родительский комитет), Зубкова (Соколова) З .И., Конторина К.А., Зимина З.С. Второй ряд преподаватель начальных классов Василиса Андреевна ?, Крастынь Э.Я., Серникова Е.А., Баранова Серафима Александровна, Баранова Наталья Александровна, пионервожатая. Третий ряд: Синцова З.А., секретарь, Казанцева Н.С., Тухканен А.И., Зубова И.А., библиотекарь.

Выпускники Мурмашинской средней школы №2 1955 год .Классы А и Б.

Последний выпуск 10-х классов этой школы.

7.05.1985г. Сидят: слева -?-, Зубова Инна Александровна, Колбас Н.П. зав. РОНО, Епифанов, военрук.
Стоят: слева Рамлава Т.Н., Сестра Позднякова А.П. Лариса, директор школы № 2 Перцева
Л.Ф., завуч школы Ляпугина Л.К.

После Серниковой Е А в 1955 году директором школы № 2 стал Герасимов Петр Александрович. Учитель русского языка и литературы, поэт. Его дочь Егорова Ирина Петровна пошла по стопам отца, переняв дар отца к поэзии. Она работает в третьей школе заведующей по учебно-воспитательной работе, преподает русский язык и литературу. После Герасимова директором школы стала Перцева Людмила Филиппповна, завучем была Ляпугина Людмила Константиновна.

На снимке бывший директор школы № 2
Герасимов Петр Александрович с внуком

 

Мурмашинская средняя общеобразовательная школа №3.

Год основания 1 сентября 1990г. Улица Энергетиков19.

Директор школы Колтовая Наталья Александровна.

Фасад здания школы № 3

 

Первым директором школы был Жуков Александр Николаевич. С 1993 по 2006 год директором школы была Ляпугина Людмила Константиновна.

На снимке слева первый директор школы Жуков Александр Николаевич
На снимке справа директор школы 1993-2006г Ляпугина Людмила Константиновна

На снимках слева направо: Калинина Галина Николаевна, зам. директора по УВР,
Егорова Ирина Петровна, зам .директора по воспитательной работе,
Мозгова Анна Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе.

 

Заместитель директора Мозгова Анна Михайловна-отличник просвещения, заместитель руководителя 1-й категории.

Заместитель директора Калинина Галина Николаевна, заместитель руководителя 1-й категории.

Заместитель директора Егорова Ирина Петровна, заместитель руководителя 1-й категории.

Средняя общеобразовательная школа № 3 сегодня – это более 900 учащихся, 70 педагогов. Из них 5 отличников просвещения, 2 человека имеют высшую категорию, 23 человека- 1 категорию, 18 учителей- 2 категорию.

Учителями года становились:

Гуренко В.П. – «Учитель года», 1997 год.

Егорова И.П. – «Учитель года», 1998 год.

Егоренкова М.М. – «Учитель года», 1998 год.

Группа учителей участников КВН

Занятия в спортзале

Коллектив учителей школы № 3. Год около 1997.

Первый ряд, слева: Красильникова (начальн. классы), Юнова К.И. (историк), Маслов В.В. (технология), Дорошенко Е.Ф. (музыка), Калинина Г.Н. (зам по УВР), Ляпугина Л.К. (директор школы), Тур Т.М. (русск. яз), Гуренко В.П. (начальн. кл.), Румянцева (начальн. кл.), Костыгина Е.Т. русский яз).

Второй ряд, слева: Петрова Т.Н. (физ-ра), Ешкина Н.М. (математика), Зюзина Н.И. (география), Антонова Н.К. (география), Капустина Л.М. (математика) Крылова Н.М. (русский яз.), Козлюк Л.Ф. (завхоз), Зотова Н.И. (биология), Шубина Т.В. (математика), Мозгова А.М. (завуч), Федотова Г.А. (география), Киселева М.Б. (английский яз.), Костенко С.В. (английский яз.).

Третий ряд, слева: Миллер Т.А. (математика), Рамлава Т.Н. (русский яз.), Вишнякова (библиотекарь), Николаева Н.В. (зав. библ.), Ионова Т.В. (история), Енукова Ю.А. (математика), Алексеева С.Л. (англ.), Маган Е.В. (технолог), Сенюкова Е.Н. (химия).

Четвертый ряд, слева: Смирнов С.А. (физ-ра), Курмаев В.А. Царева О.Б. (математика), Кравченко С.А. ( организация), Щепин А.В. (история).

Учителя - ветераны. Слева Холзакова Л.Н., Федотова Г.А., Холодняк Л.А.

Группа учителей школы № 3. Первый ряд, слева: Круглова В.К., Алексеева С.А., Зотова Е.И., Холзакова Л.Н., Калинина Г.Н., Устинова Г.П.
Второй ряд, слева: Смотрова Н.И., Ешкина Н.М., Жуков А.Н., Калягин П.В., Калинина И.М.

 

Егорова Ирина Петровна.

(Выдержки из характеристики).

Год рождения: 1958. Образование: высшее. В 1979 году за-кончила Мурманский государственный пединститут по специальности учитель русского языка и литературы.

Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе.

Педагогический стаж: 19 лет. Общий стаж 25 лет. Учитель 1-й квалификационной категории. С 1997 года - заместитель директора по воспитательной работе.

В 1998 году окончила краткосрочные курсы "Управление воспитательной системой школы".

Хобби: авторская песня.

Увлечения: кино, театр, походы.

Жизненное кредо: Пока дышу - надеюсь!

Ирина Петровна - творческий учитель, в своей деятельности применяет широкий набор методов, приемов и средств обучения, целеустремленно и настойчиво формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда - самоконтроль, должный темп чтения, письма, осуществляя при этом индивидуальный подход. На ее уроках стимулируется активность всех учащихся, их увлеченность показательными и практическими заданиями - потребность в самостоятельном добывании знаний. В творческой переработке усвоенного.

Ирина Петровна творчески планирует систему уроков, их структуру, дифференцируя объем и сложность заданий: разработала и внедрила в практику серию уроков по краеведению, итогом явился интегрированный урок "Кольский край в литературе и музыке".

Учитель в полной мере использует возможности предмета для нравственного воспитания учащихся, владеет способами оптимизации УВП, добивается хороших, стабильных результатов. Уделяя большое внимание развитию творческих способностей учащихся, намечает перспективы продвижения одаренных детей, воспитывает чувство прекрасного. Ученица Ирины Петровны стала призером районной олимпиады по русскому языку (1996г.), дважды за последние три года призерами и победителями районного конкурса сочинений были воспитанники педагога.

Лауреатом традиционного Мурманского городского фестиваля 2000г бардовой песни в номинации «Автор» жюри назвало Ирину Егорову из Мурмашей.

 

Егорова И П. «Моя педагогическая философия».

(Выдержки из ЭССЕ).

«Я, наверное, всегда знала, что не смогу сидеть в пыльных кабинетах и перекладывать глупые бумаги, создавая видимость работы. Наверное, я родилась с этим чувством непредсказуемости, праздника, радости бытия.

Пыталась, пробовала, закончив Мурманский пединститут, сменила несколько профессий - нет, вывела-таки кривая опять в школу!

…радостных мгновений меньше. Больше неудовлетворенности собой, самоедства. Главное все-таки у Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". На этом, по-моему, и должна держаться педагогика.

Как заинтересовать, как увлечь? Сделать обычный урок литературы открытием, праздником, заставить сопереживать, плакать, смеяться, мыслить. И, свободно рассуждать над вечными человеческими вопросами - невероятно трудно! А у меня, кроме этого сумасшедшего желания, ничего, наверное, нет. Тембр голоса, глаза, жест - важно все. Мало написать план урока и методично, из года в год работать на одном и том же отработанном материале. Скучно! Каждый урок - импровизация, каждый урок - праздник. Без импровизации не бывает урока литературы. Да, уроки литературы - уроки актерского мастерства, если хотите. А еще литература воспитывает. Литература - это своеобразный тренинг души. Я, конечно, нисколько не отрицаю обучающего значения этого предмета, но все-таки, все-таки...

Если, например, говорить о русской ментальности, то в это понятие входят милосердие, умение прощать, способность отдавать, любить, наконец. А если взять всю русскую литературу и подвести ее под эти духовные ценности? Получится! Разве не о милосердии и всепрощении весь Толстой, легендарное Слово о полку Игореве", весь Чехов, весь Куприн, Булгаков, Пушкин....Уроки милосердия, уроки чистоты.... Как не хватает нам этого сейчас, просто участия, заинтересованности в личной судьбе каждого ребенка.

…Надо читать, читать, читать. А они так мало читают, наши ребята. Но тогда давайте на уроках литературы как можно больше читать! Нельзя разложить по полочкам душу, проанализировать человеческое сердце, наполненное безмерностью счастья или мертвящей тоской. Подвести под схему Анну Ахматову с ее космической душой? Вставить в скучные рамки безудержную энергию В. Маяковского? Ну уж нет! Поэзия- это гармония, человека и природы, тела и души. Часто спрашивают меня, как я пишу свои песни? Так и пишу. Вот сорока села на ветку у окна... Возникает образ, затем- музыка, а иногда наоборот - сначала музыка, потом образ:

Что же ты, милая,

прилетела поутру?

Как зима стылая,

белая да скорая.

Толь сугробы до крыш,

то ли гололед,

толъ мороз натрещишь

нам под Новый год.

В чем счастье учителя? Наверное, все- таки в результате. Как ты придешь к нему, это уже другое дело. Важен результат. И еще одно... необходимо, чтобы тебя любили. Ведь "только ею, только любовью держится и движется жизнь" - лучше Тургенева не скажешь.

Любовь, доброта, милосердие, стремление помочь просящему, умение ценить жизнь во всех ее проявлениях - вот моя педагогическая философия. Вот то, что я хочу нести детям через уроки литературы. Думаю, результат не заставит себя долго ждать….

Летит время, летят дни, годы....Что же нам остается? Конечно, любовь! Любви и бесконечной очарованности жизнью вам, милые мои ребята!»

Некоторые призы Ирины Петровны.

 
Сохранить ссылку на 100zakladok.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования