Главное меню
Главная Книги Мурмаши - воин и труженик Гл.11 Послевоенные Мурмаши

После войны было принято решение проложить в новый Печенгский район железную дорогу, а также шоссейную. Строили ж.д. строительно-монтажные поезда:СМП-252, СМП-253, СМП-254. Все они временно располагались в Мурмашах. За короткое время приняли 2,5тыс. человек рабочих. На правом берегу Туломы возник строительный городок с цехами и стройплощадками (теперь на том месте одни руины и запустение). В самом поселке построили дома и бараки, появилась улица Железнодорожная. На ней были построены бараки (теперь на том месте стоит особняк). В трех бараках расположилось больничное хозяйство. Лаборатории, стоматологический кабинет просуществовали до момента постройки больницы. Теперь больничный корпус пустует. Все больничные дела перенесены в построенную в Коле районную больницу. Рядом с пустующим корпусом больницы, где на втором этаже было детское отделение, в 1996 году было завершено строительство 4-х этажного здания поликлиники. Стационара в Мурмашах нет. Деревянные дома вдоль улицы Железнодорожной теперь снесены. На их месте кое-где остались пустыри. Улица переименована в улицу имени Героя Советского Союза летчика Павла Кайкова.

железнодорожный мост через Тулому в Мурмашах

Два железнодорожных моста через Тулому построили за 11 месяцев, вместо 20 по плану. 15 июля 1954 года пошел первый пробный поезд. По окончании строительства мостов СМП-253 пере-местился в марте 1957 года со ст. Никель в Мурмаши. С этого времени СМП-253 находится в Мурмашах. Было построено здание управления СМП-250, теперь в нем располагается мэрия поселка Мурмаши. СМП-253 вместе с другими подрядными организациями строили в 4-х км к юго-западу от поселка аэровокзальный комплекс. Первая очередь его была сдана в эксплуатацию в июле 1976 года. Аэровокзал и гостиница были сданы в эксплуатацию в 1977 году.

В 1955 году на улице Советской была выстроена школа-десятилетка. Она стала именоваться школой № 1. А бывшая школа семилетка у площади Кирова стала именоваться № 2.

С 1952 по 1955 год эта школа выпускала по одному классу учеников - десятиклассников.

В 1956 году в Мурмашах открылось профтехучилище, открылась музыкальная школа.

В здании профтехучилища по улице Гвардейской в настоящее время находятся классы станции юного техника. Там же выделено две комнаты, расположились в них экспонаты бывшего музея авиации Мурмашей.

В 1956 году прекратил существование 20-й гвардейский полк, базировавшийся на аэродроме. Все постройки были переданы перебазировавшемуся из Апатит авиаотряду. Авиаотряд теперь расположился ближе к областному центру, стали принимать самолеты по тем временам лайнеры Ил-14. Правда, самолеты принимали еще в бытность авиаполка с 1952 года.

В 1957 году было построено здание аэропорта и гостиница. Стали строить жилье для авиаработников. Кстати личный состав авиаполка располагался в бараках по улице Красноар мейской, которой теперь нет. 9 бараков были выстроены поперек и выше нынешней улицы Новой. В бараке № 9 располагался известный мурмашинцам военторг. К слову сказать, в Мурмашах, в свое время, были снабженческие организации, (ОРСы- отделы рабочего снабжения) ОРС Севгидростроя, ОРС Кандалакштрансстроя, ОРС ТуломГЭС.

После завершения строительства ТуломГЭС в Мурмашах насчитывалось 2,5 тысячи жителей. В 1951 году 5 тысяч жителей, в 1959 году около 9 тысяч.

Поселок быстро рос и расширялся. В начале 50-х годов начали строить пятиэтажки. Первыми строителями были зэки. Строить приходилось и СМП-253. Вначале 70-х годов улицы Мурмашей начали асфальтировать. Был поднят и несколько выровнен профиль улицы Советской. Была расширена улица Мира, на перекрестке ее с улицей Советской образовалась верхняя площадь. К концу 70-х годов, когда был построен новый аэропорт, улицу Мира еще расширили, были снесены два дома по южной стороне, т.к. дорога в аэропорт на повороте была закрыта. На месте снесенного дома построили пожарное депо с башней.

Старая «пожарка» на две машины, сзади здание подгорело, здание снесли, образовалась небольшая площадь, ее заасфальтировали. Теперь на ней устраивают новогоднюю елку.

К концу 70-х начали строить дворец спорта и плавательный бассейн. Плавательный бассейн построили на месте, где было деревянное здание детского сада.

На левом берегу Туломы вскоре вырос новый поселок - Причальный. Теперь это микрорайон поселка Мурмаши. Появились гаражи, мастерские. Сюда перебазировали с Ковдинских ГЭС 130 автомашин, около 40 экскаваторов и бульдозеров, другую технику.

В марте 1963 года в Мурмаши переехало управление по строительству гидроэлектростанций на Кольском полуострове «Севгидрострой». Его возглавлял тогда Сергей Григорьевич Цесарский. «Севгидрострой» за 50 лет построил 9 ГЭС. Теперь ГЭС не строят. В здании, где располагался «Севгидрострой» размещается ОАО «Колэнергостройремонт».

К концу 70-х годов в Мурмашах начали строить 9-ти этажные дома. По первоначальному проекту должны были застроить микрорайон на территории аэродрома, поскольку летный отряд к началу 80-х перебазировался на стоянки аэродрома Мурманск. На аэродроме Мурмаши оставалась техника Мурманского спортклуба ДОСААФ (РОСТО).

Руководители спортклуба сумели доказать перед руководством ЦК ДОСААФ, которое возглавлял тогда генерал-полковник А.Покрышкин, необходимость оставить аэродром за спортклубом.

Здание управления бывшего «Севгидростроя», теперь «Колэнергостройремонт».

Большая заслуга в том деле принадлежала бывшему командиру звена вертолетчиков летного отряда 70 В. М .Кузнецову. Он тогда перешел из летного отряда в спортклуб ДОСААФ.

Девятиэтажки начали строить непосредственно у верхней площади. В те годы существовала большая проблема. Канализационные сооружения не позволяли расширять строительство. Руководство авиаотряда эту проблему, в конце – концов, решило.

После строительства дороги из Мурмашей на аэродром, стал вопрос разгрузки ее, так как очень быстро поток машин увеличился. Была расширена и асфальтирована объездная дорога по северо-западной окраине Мурмашей с выходом на улицу Тягунова. Движение грузового транспорта по улице Советской было запрещено. Но и эта дорога не решала транспортную проблему. Тогда в средине 80-х годов была построена прямая дорога из аэропорта, минуя Мурмаши и Колу, выходящая на дорогу Мурманск – Санкт Петербург.

 

Одной из больших проблем поднятия животноводства Кольского района была кормовая проблема. Сколько трудового времени отнимал у предприятий этот вопрос- заготовка дикорастущих трав для животноводческих ферм района.

Проблема была решена, когда за южной окраиной аэродрома Мурмаши осушили большие заболоченные площади. Провели ирригационные работы, площади стали засеивать травой. Животноводческий комплекс, что построен на площади, бывшего сангородка получил свою кормовую базу.

Воспоминания В М Яковлева. Мурмаши встретили нас красивейшим видом на водосброс, плотину и здание электростанции. Особенное впечатление и восторг вызвала площадь с памятником С М Кирову, кинотеатром, зданием Колэнерго, зданием оригинальной архитектуры, вместившем в себя столовую, универмаг, почту, больницу. Мы обедали с отцом именно в той столовой, из окон которой открывалась панорама на все упомянутое выше. И каково же было мое огорчение, когда во время моего последнего посещения Мурмашей в августе 2005 года этого здания уже не было. То здание было построено в числе первых фундаментальных строений, создававших стиль поселка.

Особенностью всех первых строений является их как бы швейцарский, с элементами готики, стиль. Сохранившиеся до сих пор старые строения Мурмашей включают в себя несколько поселений.

Первое - это сами Мурмаши, амфитеатром обрамляющие электростанцию, с устремившейся вверх от площади Кирова улицей Советской. По правую сторону улицы располагалась школа десятилетка, выше деревянное брусчатое здание начальной школы, далее комплекс бараков, наследие строителей ГЭС, далее два двухэтажных здания, затем огромный барак, в котором размещалась столовая 106-ых мастерских, а также жилые помещения. За площадью Кирова располагалось здание Колэнерго (без пристройки), далее здание пожарки, затем два двухэтажных дома, баня и гараж. Улица Советская пересекает Малый Кротов ручей. Через ручей был переброшен маленький деревянный мост, который по весне постоянно затапливали вешние воды. Вверх от ручья справа было большое капустное поле, слева овсяное, далее, выше был аэродром. Улица Советская заканчивалась ответвлениями вправо, улицей Мира и Железнодорожной поселка строителей, именовавшегося Стройкой. Между этими улицами, на углу улицы Советской и Мира был построен клуб «Строитель». В нем размещались большой кинозал со сценой, фойе, библиотека с читальным залом, комната художественной самодеятельности.

Поселок строителей занимал территорию между аэродромом, М. Кротовым и Б. Кротовым ручьями на склоне от клуба «Строитель» вниз между ручьями. Улица Железнодорожная (Кайкова) упиралась в упомянутый Б. Кротов ручей. В конце улицы был школьный интернат. Улица Мира пересекала Б. Кротов ручей и выходила на небольшую площадь, на которой размещался продуктовый магазин. Перед площадью справа размещалась гостиница, ныне единственный барак, сохранившийся с тех времен, но уже разваливающийся. Слева от гостиницы размещалось здание финансового отдела строи-тельства 511. Слева от площади излучина Б Кротового ручья.

За излучиной, вдоль ручья было большое картофельное поле. Тут же был стадион «Строитель». А выше, вдоль нынешней улицы Тягунова было три двухэтажных дома-барака, где жили офицеры 106-х авиамастерских.

Улица Мира. 1956 год.

 

В начале улицы Мира было ответвление местной дороги, идущей вдоль аэродрома, далее спуск к Б. Кротовому ручью и далее через него, где и нынешняя развилка: влево в сторону Тухты, ныне к аэродрому Мурманск. Немного вправо дорога вела в первый лагпункт и к автобазе строительства 511.

###

Прямой, короткий участок дороги упирался в ворота 106-х авиамастерских. По этой дороге транспортировали самолеты с аэродрома в ремонт и после ремонта. С началом реактивной эры авиации из Североморска в авиамастерские. по дороге из Мурманска буксировали истре-бители МиГ-15-е с отсое-диненными плоскостями. После ремонта МиГ-15-е взлетали с аэродрома Мурмаши.

Послевоенные Мурмаши. Дорога к 106-ым мастерским.

Вдоль улицы Мира, с правой (северной) стороны, вплоть до ручья, стояли добротные бревенчатые дома. В этих домах жили, в основном, руководители среднего и старшего звена строительства 511. В этих домах было паровое отопление.

В начале улицы Мира с левой стороны было два аналогичных бревенчатых дома, а перед ними стоял двухэтажный бревенчатых дом, в котором жили пилоты Мурманского авиаотряда, перебазировавшегося в 1956 году из Апатит. Теперь на месте этих домов расположено пожарное депо. С правой стороны на месте клуба «Строитель» и бревенчатых домов стоят 9-ти этажные дома. За перекрестком улицы Мира и Кутахова сохранилось двухэтажное здание. Когда мы приехали в Мурмаши, это здание было сгоревшим от бомбежки во время ВОВ. Позже его отстроили, в нем проживали работники авиаотряда и другие жильцы. Перпендикулярно улице Мира за двухэтажным зданием находились два больших коровника, которые впоследствии были перенесены на берег Кротова ручья вблизи нынешнего аэродрома. Ниже коровников стояли два брусчатых домика, принадлежавших экспедиции. Это было отделение Московской и Ленинградской организации изыскательских работ, необходимых при строительстве зданий, мостов, и прокладке дорог. Ныне на этом месте стоит дом, где разместилась церковь. Несколько ниже было построено двухэтажное здание, в котором размещалось управление строительства 511, затем СМП-250. далее было одноэтажное здание-узел связи и ЖЭК. В этом месте улицу Мира пересекала улица Торговая, выше к аэродрому она пересекала улицу Гвардейскую. Вниз, к реке Туломе улица Торговая пересекала улицу Железнодорожную, еще ниже улицу Свободы, ее теперь нет, только след обозначается у мемориального кладбища. Далее улица Торговая спускается вниз к бывшей Лесобирже.

Улица Торговая выходила на нынешнюю улицу Лесную. Улица получила название потому, что на ней находился торготдел 511 стройки, которому подчинялись магазины. На этой улице было два промтоварных магазина и дежурный магазин, который работал до 12 часов ночи.

Третьим поселением была Лесобиржа. Она занимала территорию по обоим склонам берегов у устья ручья Б. Кротов. Биржа была обособленным образованием, ее жители размещались в частных домах и бараках, к настоящему времени не сохранившихся. По существу это был леспромхоз, который занимался сплавом леса по реке Туломе от Падуна (Верхнетулоский). Он имел свои буксирные катера. Распил леса осуществлялся в промышленной зоне (Промзона) первого лагпункта, на той же территории, которую занимала промышленная зона ИТК-18 (исправительно-трудовая колония). По берегам Туломы складировались огромные штабели бревен, которые извлекали из реки цепными транспортерами. Сплав леса осуществлялся в виде огромных плотов, буксируемых катерами. В Туломе плавало много бревен-топляков, которые отрывались от плотов и за долгое время пропитывались водой, торчком плавали в воде. Эти топляки представляли большую опасность для моторных лодок.

###

Энергетикам пришлось немало потрудиться в послевоенное время, чтобы ликвидировать последствия вражеских бомбардировок. Не считаясь со временем, днем и ночью работали аварийные бригады и вахтенный персонал.

...Недалеко от водосброса станции, рядом с плотиной ГЭС, стоит небольшой бетонный обелиск. Рядом с ним -могильный холмик, чуть поодаль - заросшая воронка от бомбы и остатки окопа. Обелиск поставлен в честь бойца охраны, погибшего на посту во время бомбежки. Безымянный этот памятник сооружен рабочими ГЭС в дни празднования очередной годовщины разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Обидно, что имя погибшего так пока и не удалось установить. А. МУСАТ. Участник боев за освобождение Советского Заполярья, ветеран Нижнетуломской ГЭС.

Помогали восстанавливать Нижнетуломскую ГЭС специалисты Всесоюзного треста «Спецгидроэнергомонтаж» под руководством инженера А Г Руднина, ст. мастер машинного цеха А Ф Жохов, мастер этого же цеха М М Христенко и др.

###

В последующие годы Мурмаши стали заметным центром культуры, здравоохранения и промышленности Мурманской области. Здесь имеются или головные, или сборные пункты больших предприятий и фирм, таких, как «Колэнерго», «Севгидрострой», авиационные ворота области — Мурманское авиапредприятие, Мурмашинская дистанция пути - преддверие того места (Никель), где кончаются рельсы страны, межрайонные центры автоперевозок, сельхозремонта, совхоз «Мурмашинский» молочно - свиноводческого направления, самый северный в мире санаторий - профилакторий с грязевым лечением, участки различных крупных трестов, лесхоз, строительно-монтажные поезда и мехколонны, прокладчики линий электропередач...

О них знают, о них помнят.

Последний рассказ В Смирнова о М В Головенкове. Мурманский вестник» № 64 06 апреля 1995г).

…Михаил Васильевич Головенков - летчик, историк, журналист. …Месяц назад пришла весть - Михаила Васильевича не стало.

Головенков Михаил Васильевич

Трудно писать об ушедшем друге, хоть он и был старше по возрасту. Но, именно друге, потому что еще в шестидесятых годах мы вместе с ним занимались в областном литературном объединении. Я всегда удивлялся его работоспособности. Будучи начальником штаба авиаотряда, он находил время заниматься историей авиации на Кольском полуострове, исподволь собирая материалы для будущего музея. И писал статьи, очерки, рассказы.

Пять книг вышло у М. Головенкова в Мурманском издательстве, не считая публикаций в коллективных сборниках, журналах, газетах. И музей истории заполярной авиации в Мурмашах был создан. Выйдя на пенсию, Михаил Васильевич стал первым директором этого музея. И продолжал писать.

С первых номеров "Мурманского вестника" (тогда еще "Советского Мурмана") М. В. Головенков был его постоянным автором. И многие сотрудники редакции знали этого неугомонного, веселого жизнелюба. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран заполярной авиации, он по-юношески был влюблен в жизнь, в северные просторы, в Кольское небо.

 

На "Аннушках" и на вертолетах мне довелось летать с ним в Ловозеро, Каневку и Поной, Умбу, Варзугу и Чаваньгу. Мы останавливались в комнатах для летного состава, куда потом приходили сотрудники аэропортов, его подчиненные. Со всеми Михаил Васильевич разговаривал на равных, благожелательно - как товарищ, как коллега. И я видел, что люди уважали его за это.

Тридцать лет знакомства, дружбы... Уже побелела его голова, уже поседела моя борода. Мы давно перешли на "ты", дружили семьями. И тем больнее писать мне этот печальный рассказ».

В. Смирнов член Союза писателей России.

На снимке М. В. Головенков. В музее авиации аэропорта. Сидит на носу макета амфибии «Ш-2».

Последнее место работы ветерана.

За прожитую жизнь не краснею. О Кошике А. Г. (Зинаида Сенько. «Полярная правда плюс» 10.06.2004г.)

Познакомились мы с Андреем Григорьевичем Кошиком случайно, он заметку принес в газету Сам из Мурмашей. Словоохотливый оказался человек. Участник войны, строил гидроэлектростанции на Кольском полуострове. Себя называет «последним из могикан».

За плечами у него 77 лет. Он обладает прочной памятью, способностью мысленно видеть пережитое.

И «вставали» по велению его памяти прошедшие десятилетия, наполненные нелегким трудом. Оживали голоса, краски.,. И снова через болота шел он, прораб, и ложились лентой дороги, поднимались корпуса электростанций... Сейчас эти станции, бывает, и в расчет не берут рядом-то с Кольской атомной, а тогда...

Кошик Андрей Григорьевич

Отметина войны. 17 мне было, когда послали на войну. Воевать некому было, вот и брали таких. Но себя я считаю добровольцем. Второй Украинский фронт принял меня. Неделю обучали - и в бой. Служил сержантом, 15 солдат было в моей команде. Мы всегда шли в бой, чтобы побеждать. И умирали ради победы. Страшно ли было? Враг идет - трусы бегут. А мы навстречу, чтобы «сдачи» давать и не отступать.

После ранения дали Андрею Григорьевичу вторую группу инвалидности. А это значило - нет тебе дороги не то, что на войне, но и после. Выпросил третью.

На северной земле. А за северную землю зацепился не сразу. На Украину, на родину сначала подался, а там - голод. К счастью, получаю письмо. Приятель писал: приезжай в Княжую, здесь найдет тебя дело. Трое суток ехал на крыше, когда ревизоры с проверками шли, а на ночь меня проводники пускали в вагон. 8 апреля 1952 года прибыл. Присмотрелся к жизни. То, что увидел, показалось раем. В магазинах семга, икра, мясо... А я на три дня пути имел килограммовую буханку хлеба да литр воды.

В то время строилась Княжегубская ГЭС. Рабочих рук не хватало. А у меня водительские права. Это значило - работа в руках.

Читаю его трудовую. 8 апреля приехал, 11-го уже зачислен шофером, а через две недели был переведен преподавателем автодела. Стояли новые машины, а водить некому. Начал хорошо зарабатывать, стал переводить деньги матери, через год позвал сюда жену.

...Андрей Григорьевич поднялся с кресла и подошел к женскому портрету, что висел на видном месте. С него смотрела красавица-жена Людмила Лазаревна. Три года назад ее не стало. Трогательная память живет в его сердце, на глазах скупые мужские слезы.

Строили мы Иовскую ГЭС, Кумскую… Помню, начальник строительства Семен Григорьевич Цесарский позвал меня и говорит: «Начальником автоколонны пойдешь. Я вижу твои способности». У него был великий талант руководителя, организатора. Еще Кумскую достраивали, а он видел перспективу, в планах было много строек: Серебрянские, Териберская ГЭС, Приливная, о которой теперь редко вспоминают. Вскоре меня перевели в Причальный. В бараке поселились. Я всегда дорожил работой, как папа Карло трудился. До будущей Серебрянской станции надо было проложить дорогу длиной в115 километров. Потом была Териберская… Дамбы насыпали, каналы рыли. Знаете же нашу тундру. Жили в вагонах и палатках. Работали самоотверженно. Бывало, придешь с работы и сразу валишься с ног. Было за что так работать. Я всегда держал высокую дисциплину, прежде всего личную. Был требовательным прорабом, ценил в людях порядочность. Внук теперь там работает, этим я очень горжусь.

Именем своим дорожил всегда, не дай Бог себя скомпрометировать. Так было и на войне, и в мирной жизни. Рядом такие люди работали! Жалею очень, что их уже нет.

Пьяницы и лодыри у меня не задерживались. Диктатором себя не считаю. Провинился кто сильно, решали его судьбу коллективом. Когда дело доходило до увольнения, находились защитники. В таких случаях я произносил свою коронную фразу: «Хотите за него работать? Пожалуйста». Охотников что-то не находилось. Объем выполненных работ у нас делился поровну. Уравниловка? Нет. Переброшенный лопатой грунт не сосчитаешь. Но ведь разгильдяй всегда заметен. Он до седьмого пота себя не доведет.

Своей жизнью горжусь. Мы каждую новую станцию воспринимали тогда не только как событие общественного значения. Мы радовались так, как если бы это был построен новый дом, хотя жили в густонаселенных коммуналках и бараках. И все-таки мы строили наш большой дом.

Тому свидетель - трудовая книжка ветерана. В ней не только рабочий путь человека. Это страничка истории края. Наши летописцы-историки знают, с чего начинались заполярные гидроэлектростанции. За успехи, достигнутые при сооружении каскада Ковдинских ГЭС, к боевым наградам Андрея Григорьевича прибавились медали «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть» и другие. Многократно он становился победителем в союзном соревновании.

Андрей Григорьевич рассказывает много, а вот о семье, детях почему-то ни слова. Кто их растил? А было у них с Людмилой Лазаревной две дочери и сын. Сами росли, скажет он коротко и емко, и улыбнется. Дети сидели с детьми. Старшие берегли младших. Детских садов не было. Жена работала старшим инженером отдела главного механика на стройучастке «Севгидростроя».

Сына вот уже не стало... Но есть внук. А три месяца назад и правнучка родилась. Сделали бы семейный фотоальбом, говорю. Андрей Григорьевич вроде как отшутился, мол, всегда некогда было. «За детей и за внуков не краснею», - скажет он гордо. - Живу с младшей дочерью. Со старшей, что в Украине, делю свою пенсию. Там почему-то непреходящая бедность. Как-то очень тревожно от этого.

Чтобы жить, а не выживать. Андрей Григорьевич - заместитель председателя Мурмашинского совета ветеранов войны и труда. Считает себя причастным к тому, как живут люди старшего поколения.

Собираемся на митинг 10 июня. Поможет - не поможет, не знаю. Но власть и чиновники, там, наверху, где начали перекраивать пенсионный закон, должны услышать голос народный. Обязательно выразим свое мнение по просьбе ветеранов войны и труда. Не только они обижены. У них хоть какая-то пенсия, да есть. В Мурмашах очень много бедных, ходят по мусоросборникам. Работы нет, денег нет. Даже после войны не приходилось такого видеть. Мне нужно выразить мнение ветеранов, которые старались побольше успеть, а доживают век в бедности и бесправии. До чиновников не достучаться. Они выросли в мирное время, они не знают, каково сегодня этим людям прозябать, а не жить. Когда строили ГЭСы, электроэнергия приходила в наши дома за копейки. А теперь попробуй расплатиться. Я часто задаю себе вопрос: для кого строили? И тут же отвечаю: выходит, для Чубайса.

Он не устает доказывать, что жить и старикам хочется. Ему надо, чтобы и власть имущие душой не отгораживались от этих людей.

Юрий Иванович Солодилов. - командир Мурманского авиапредприятия. Родился он 14 октября 1937 года на станции Попасная Ворошиловградской области. По национальности - украинец.

Солодилов Юрий Иванович

В 1954 году окончил 10 классов. Совмещая учебу в школе, окончил Курский аэроклуб в 1954 году и был направлен на учебу в Кировоградское военное авиационное училище, которое окончил в ноябре 1956 года. С декабря 1956 года по июль 1958 служил в частях ВВС Забайкальского, а затем Ленинградского военного округа в должности летчика, старшего летчика самолета Ил-28. В июне 1960 года часть была расформирована, личный состав уволен в запас. В июле этого же года был принят на летную работу в Северное управление гражданской авиации и направлен в Вологодский авиаотряд, где занимал различные летные, командно-летные должности до августа 1965 года. В 1961 году принят в члены КПСС.

Неоднократно избирался секретарем комитета ВЛКСМ авиаотряда, секретарем партийного бюро авиаотряда. В августе 1965 года был принят, а в июле 1969 года окончил Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде, после чего назначен командиром Псковского объединенного авиаотряда Ленинградского управления гражданской авиации. В 1978 году был направлен в Йеменскую Арабскую Республику, где находился по июль 1979 года в качестве старшего группы специалистов Всесоюзного объединения «Авиаэкспорт», пилота-инструктора самолетов Ан-24 и Ан-26. Его деятельность за рубежом по достоинству оценена государственными властями Йеменской Арабской республики. Командующим Военно-воздушными Силами ЙАР Ю. И. Солодилов награжден почетным знаком «Щит ВВС». После возвращения из заграничной командировки до апреля 1982 года работал командиром корабля Ан-24 в Псковском авиаотряде. В 1982 году назначен командиром Мурманского объединенного авиаотряда. Пилот первого класса. Общий налет составил 10631 час. Женат. Имеет сына.

Юрий Иванович Солодилов имеет правительственные награды: «40 лет Вооруженных сил СССР», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», орден «Трудового Красного Знамени», присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР». Он неоднократно избирался депутатом в районный и областной Советы народных депутатов. Являлся членом райкома и бюро райкома КПСС.

В Мурманском авиаотряде в полной мере проявилась неуемная энергия и талант руководителя Ю Солодилова. Это при его непосредственном участии стали строить 9-и этажные дома для авиаторов. Уже после развала Союза, когда цены на стройматериалы и сантехнику многократно подскочили, Юрий Иванович сумел воплотить в жизнь жилищную программу для работников авиаотряда. В 1993-95гг были завершены строительством два корпуса 10-и этажных домов. Один из них специально для приглашенных летчиков.

Более 20 трудовых коллективов области выдвинули его кандидатом в народные депутаты СССР по Североморскому избирательному округу № 226. 26 марта 1989 года состоялись выборы, и он победил, был избран в народные депутаты СССР. В начале 90-х годов, будучи депутатом Верховного Совета СССР, сумел для нужд Мурманского морского пароходства и для улучшения обслуживания Мурманчан, получить разрешение на закупку 4-х новых лайнеров Ту-154м. Деньги на закупку, благодаря таланту руководителя, нашли. За 4-е месяца

самолеты были приобретены. На 17-й день после получения первого самолета, был выполнен первый рейс на Москву. В короткий срок самолеты Мурманской авиакомпании облетали все континенты. Побывали в Аргентине и Сиднее, на юге Африки и в Китае, в западной Европе и Средней Азии. Отряд Ту-154 просуществовал 7 лет, но составил яркую страницу истории Мурманского авиапредприятия.

Юрий Иванович возглавлял Мурманский авиаотряд с 14.08.1982 по 11.11.94г. В 1994 году его не стало, но своими деяниями он оставил о себе добрую память.

 

Евреинов Рафаил Борисович 1934г рождения. С 1959г в службе движения, зачислен на должность диспетчера службы движения аэропорта Мурмаши по переводу из Мезени. Вскоре Рафаил Борисович был переведен в штаты службы движения аэропорта «Мурманск-3». Надо сказать, что в этом аэропорту работали энтузиасты, мастера своего дела. Работали бок о бок с военными летчиками, так как аэродром был совместного базирования.

Евреинов Рафаил Борисович

Там он проработал до сдачи в эксплуатацию аэропорта Мурманск. 18 лет Рафаил Борисович проработал на должности руководителя полетов. Руководимая им смена не раз добивалась лучших показателей в работе по Северному управлению ГА.

По состоянию здоровья, по решению врачебной комиссии был переведен диспетчером АДП (авиадиспетчерский пункт). С 1992 по 2003 год до выхода на пенсию, Рафаил Борисович работал дежурным штурманом аэропорта Мурманск. О Рафаиле Борисовиче писать и легко и трудно одновременно. В штурманской службе он был у меня в подчинении. Можно сказать совместно постигали азбуку компьютерной техники. На глазах у Рафаила Борисовича возникал и становился летный отряд самолетов Ту-154, который имел место быть с 1992 по 2000год. Работа с молодыми летчиками отряда Ту-154, это особая глава в жизнедеятельности штурманской службы аэропорта. И здесь тот же энтузиазм, задор, взаимовыручка.

Располагался отряд Ту-154, в период становления, в помещении бывшего аэровокзала Мурмаши, там, где размещался и музей авиации. Рафаил Борисович после М В Головенкова, по совместительству с основной работой стал директором музея. Единственной персоной, на полставки, во всех обязанностях по хозяйству музея.

Музей авиации Мурманского авиаотряда, по постановлению свыше, создавался на общественных началах. В 70-е годы музеи предлагалось иметь в каждом авиаотряде. Штатов музею не положено иметь. Становился музей на ноги трудно, но основательно. Были собраны экспонаты. Развернуты экспозиции по периоду отечественной войны, по трудовым свершениям. Собраны образцы военного вооружения. Руками бывшего заместителя эскадрильи Сигова Николая Ивановича были собраны макеты гидропорта Тик-Губа и аэродрома Мурмаши. Имелась восстановленная носовая часть гидросамолета Ш-2 с подлинным мотором и винтом. Центральный зал музея был отлично декорирован. Ну и так далее. Рафаил Борисович сумел поставить дело так, что музей из разряда хранилищ, превратился в действующий.

Были установлены тесные контакты с областным Краеведческим музеем. Дело было поставлено на прочную научную основу. Музей стали посещать экскурсии, причем почти ежедневно. Естественно экскурсоводом был Рафаил Борисович. Частыми гостями были школьники.

Рафаил Борисович установил контакты с руководителем Краснодарской краевой организации Героев Советского Союза Козловым Владимиром Васильевичем.

В. Козлов - почетный гражданин города Краснодара, и поселка Белое Море Кандалакшского горсовета Мурманской области. В В Козлов воевал с аэродрома Мурмаши, с аэродромов Карелии. Он дважды прилетал в Мурмаши. Вместе Р Евреиновым он пытался отстоять музей Мурмашей, апеллируя к областным органам правления. Но тщетно.

С 1998г все музейное дело стало рушиться. Здание требовало капитального ремонта. Денег не нашлось. Не нашлось хозяина. В завершение рассказа о Евреинове, добавлю. Рафаил Борисович жизненную школу начинал проходить на заводе. Затем военное летное училище, и тут же в запас. Работа на Севере, хотя сам коренной Ленинградец. И Северу, по сути, отдана вся трудовая жизнь. Рафаил Борисович натура многогранная, увлекающаяся. По характеру спокойный, уравновешенный. Он совершенно бесконфликтный человек. Энергии эму было не занимать. Дома у него собрана очень приличная библиотека. Рафаил Борисович занимается поэзией. Имеет изданные труды. Рафаил Борисович почетный гражданин поселка Мурмаши. 19 марта 2006 года Р. Евреинова не стало.

 

Крылатая память.

(Никто не забыт, ничто не забыто).

(7 октября 1982 года).

Чем дальше в прошлое уходит от нас война, тем больше на Земле памятников тем, кто отстоял свободу и независимость Родины, освободил народы Европы от фашизма. Они все больше нужны, эти памятники, потому что участники Великой Отечественной, ее очевидцы уходят из жизни, уносят с собой память о тех горьких и героических днях. Память их для всех нас священна, она отливается в обелиски, застывает монументами, оставаясь в наследство тем, кто приходит в жизнь.

На Кольской земле, обожженной войной, появился еще один памятный знак. Он открыт 7 октября в поселке Мурмаши в память об авиаторах 7-й воздушной армии Карельского фронта, защищавших Советское Заполярье от гитлеровских захватчиков.

День этот, совпавший с Днем Конституции СССР, выбран не случайно. 7 октября 1944 года, 38 лет назад, начался решительный разгром врага в Заполярье.

В почетном карауле застыли у памятного знака, еще укрытого покрывалом, пионеры. Тесным полукольцом обступили площадку жители поселка. В единую линию слились околыши фуражек стоящих в строю воинов Мурманского гарнизона.

Грянул духовой оркестр, когда из подъехавших машин вышли заместитель начальника Главного штаба Военно-Воздушных Сил Советской Армии, генерал-полковник И. Д. Гайдаенко, начальник политуправления ВВС Советской Армии генерал-лейтенант Н. М. Рудный, бывший летчик 16-го истребительного авиаполка 7-й воздушной армии, полковник в отставке В. Р. Семеньков, представитель Главного политического управления Советской Армии и ВМФ полковник В. В. Коровников, другие офицеры и ветераны, прибывшие на открытие памятного знака.

Нет, к сожалению, среди них ныне покойного, бывшего командующего 7-й воздушной армией Ивана Михайловича Соколова, еще в прошлом году гостившего на Кольской земле. Но приехали его жена Фаина Изотовна, дочь Зоя Ивановна и сын Виктор Иванович, майор Военно-Воздушных Сил.

Были выступления ветеранов - память, облеченная в торжественные речи, были слова благодарности воинам, павшим и ныне живущим, сказанные от имени тех, кто родился после войны. Были вновь названы те, кто героически сражался в небе Советского Заполярья: П. А. Кайков, А. П. Поздняков, А. С. Хлобыстов, И. В.Бочков, П. С. Кутахов, ныне Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны, заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации и многие другие. 54 Героя Советского Союза вышло из рядов той прославленной армии.

Она в годы войны внесла огромный вклад в обеспечение бесперебойной работы железной дороги и мурманских портов, электростанций и промышленных предприятий. Без авиационной поддержки не проходила ни одна наступательная операция Карельского фронта.

Вместе с летчиками - североморцами и воинами противовоздушной обороны авиаторы 7-й армии уничтожили более двух тысяч самолетов противника, много вражеских кораблей, танков, орудий, тысячи неприятельских солдат и офицеров, - сказал на митинге секретарь Кольского райкома партии С. Н. Дащинский – Пусть этот памятный знак напоминает о подвиге воинов-авиаторов.

Стела, созданная по инициативе совета ветеранов Карельского фронта и Мурманского объединенного авиаотряда (автор проекта художник И Н. Муфасдалов), предстала перед собравшимися. Скромное бетонное сооружение с изображением пропеллера самолета, с наименованием полков воздушной армии. Отныне тысячи людей ежедневно будут проходить и проезжать мимо него. И у всех, хоть на короткое мгновение, он станет будить память об ушедших героических днях. После митинга генералы, офицеры, ветераны 7-й воздушной армии и родственники ее бывшего командующего отправились к другому памятнику, созданному самой войной, - к подземным бункерам, где в те голы были штабы 14-й армии и 7-й воздушной. Четыре прямоугольных, обрамленных замшелым железобетоном проема, уходящих глубоко в чрево сопки. Во время войны сюда стекались сведения о положении на фронте, отсюда шли приказы в дивизии и полки. Сейчас здесь безлюдно. Покинутые бункеры только знавшим, чем они были раньше, напоминают о многом.

Михаил Васильевич Головенков, начальник штаба Мурманского объединенного авиаотряда, ветеран 7-й воздушной, рассказал о последнем посещении этого места И. М. Соколовым.

Виталий Романович Семеньков подошел ко второму слева входу, сказал:

- Через 39 лет я снова пришел сюда.

В августе 1943 года летчик-истребитель Семеньков получил задание вылететь в разведку. Приказ выполнил. На фотопленку были засняты укрепления противника в интересующем командование районе. Возвращаясь, над самой линией фронта встретил самолеты противника. Разведданные были крайне важны. Но боя избежать не удалось. Семеньков сбил один вражеский самолет, а следом загорелась и его машина. На землю приземлился с парашютом, по счастливой случайности недалеко от наших позиций.

Когда добрался в свой полк, был вызван командующим воздушной армией. Фотопленка сгорела вместе с самолетом. И. М. Соколов хотел услышать от летчика хотя бы устный доклад об увиденном. Так Виталий Романович оказался в этом бункере.

И вот снова он здесь. Бункеры эти могли бы рассказать о днях войны и молодежи, всем мурманчанам. Здесь бы создать музей, о чем уже говорилось в «Полярной правде» 17 мая 1981 года. Негоже нам, создавая памятники, забывать памятные места войны, оставлять их без надзора.

Память - наше главное богатство. Память о войне - священное богатство, потому что она помогает нам жить. В. Кондратьев

На фотоснимках, слева: Памятная стела воинам авиаторам 7-й воздушной армии, защищавшим небо Кольского полуострова и Карелии. Стела установлена перед бывшим аэровокзалом на верхней площади в Мурмашах.

На снимке справа: семья командующего 7-й ВА генерал полковника И. М. Соколова - сын, дочь, жена.

На снимке момент торжественного открытия памятной стелы воинам-авиаторам 7-й воздушной армии. Стела установлена 7 октября 1982 года. Фото Ю. Николаева.

На бронзовой доске отлиты воинские части 7-й ВА Карельского фронта, принимавшие участие в боях за Родину: 1-я Гв ИАД, 257, 260,261 САД, 324 ИАД, 122 ИАД ПВО, 113 ДБАД, 5-й отд полк ГВФ.

 

К фотографии плана Мурмашей и обелиске. В 1967 году, как только стаял снег моя семья (жена, сын и я) отправлялись исследовать окрестности Мурмашей. Жили мы в бараке № 5 по улице Красноармейской. Ее теперь нет. Осенью 1966 года мы только прибыли на Север. Нас интересовало все: интересные строения, природа, растительность. Одним из посещаемых мест был обелиск, установленный авиаторам Мурмашей. Если память не изменяет, был он деревянный, выполненный в виде пирамиды высотой два метра с чем-то. Вокруг обелиска была выровненная территория. От обелиска лучами расходились тропинки, не меньше шести. По всей территории вокруг обелиска поднимались кустарниковые березки. Высота их была по грудь, так что пространство вокруг просматривалось хорошо. К моменту перезахоронения, а было это в 70-ые годы, обелиск был выполнен из бетона, на прочном основании. О чем свидетельствуют торчащие и загнутые штыри, толщиной 30мм. После перезахоронения обелиск был разрушен. Сделано это было с помощью техники, иначе не разрушишь. Какой «светлой» голове взбрела в голову мысль разрушить этот обелиск. Ведь место это святыня. Говорят, на том месте хоронили авиаторов и зенитчиц. Бараки авиаторов и огневые позиции зенитчиц располагались вблизи. Место это примечательное. Прошло сколько лет, а поляна вокруг разрушенного обелиска так и не заросла, хотя вокруг поднялись деревья, высотой не менее пяти метров. Место обелиска обозначено на крупномасштабных картах. На шестом километре от Мурмашей в сторону Колы установлена стела, где останавливались партизаны, идущие в тыл врага на задание. Обелиск, я полагаю, не менее памятное место. Судя по ухоженности того места в те времена, мурмашинцы чтили память погибших воинов.

Памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, защищавшим Мурмашинское небо.

 
Сохранить ссылку на 100zakladok.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования